Блог
Какие вопросы задать на собеседовании: памятка айтишнику

«Мы выбираем, нас выбирают – как это часто не совпадает».

Помните строки? Они справедливы в любых отношениях: и сердечных, и трудовых. Правильно сформулированные и вовремя заданные вопросы помогут любому IT-специалисту успешно пройти собеседования и принять взвешенное решение о выборе работы.

Консультанты группы компаний Selecty провели тысячи собеседований в сфере IT. На правах одного из лидеров рынка аутстаффинга и аутсорсинга в России мы делимся квинтэссенцией своего опыта. Наша памятка важных вопросов на собеседованиях будет полезна айтишникам разного уровня и специализаций.

Дмитрий Потапов

Старший консультант Selecty
«Испытательный срок предусмотрен для защиты прав и интересов не только работодателя, но и сотрудника. Именно поэтому на старте взаимоотношений крайне важно быть честными друг с другом, рассказывая как о своих достоинствах, так и о недостатках. Открытый диалог, в котором обе стороны прояснят нюансы их будущего взаимодействия, — залог комфортного и плодотворного сотрудничества».
Когда задавать вопросы?
Переговоры между соискателем и нанимателем, как правило, проходят в несколько этапов, и вопросы лучше задавать своевременно. Обычно при найме IT-специалист проходит следующие стадии собеседований:
1
Первичный контакт с HR (по телефону или иными средствами, указанными в вакансии).
2
Скрининг на адекватность, в ходе которого наниматель поверхностно подтверждает заявленный уровень знаний и навыков соискателя, вкратце знакомит его с задачами или проектом.
3
Одно или несколько технических интервью с HR или специалистами отдела, должность в котором планирует занять соискатель: такие собеседования могут проводиться как лично (например, в офисе нанимателя), так и удалённо.
4
Получение оффера либо отказ в найме.
/
Задавать встречные вопросы нанимателю рекомендуется либо после скрининга на адекватность, либо после первого успешно пройденного технического интервью. Рекрутёры готовы тратить время на письменные или устные ответы соискателю, лишь убедившись в его компетентности и потенциальном соответствии должности.

Елизавета Рахманова

Консультант Selecty
«Процесс трудоустройства часто связан с напряжением и бывает утомительным, причем как для соискателя, так и для нанимателя. Поэтому будущему сотруднику необходимо четко понимать цель поиска работы. Для того чтобы набросать профиль идеальной компании, можно начать с майндмэпа.

Определите сферу, в которой хочется работать: от общего к частному. В рамках этого направления выделите привлекательные компании. Не забудьте подготовить свой пул вопросов, чтобы задать их на интервью. Не стесняйтесь спрашивать о планах компании: какие приоритетные цели и задачи перед ней сейчас стоят. Разберитесь, какой ценный вклад вы сможете внести в общее развитие компании, ведь «часть команды — часть корабля».

Таким образом вы не только познакомитесь с нанимателем, но и покажете свою непосредственную заинтересованность, серьезность намерений. Кстати, такая подготовка будет полезна и тем, кто только вступил на путь IT: она поможет компенсировать недостаток так называемых hard skills».
Как подготовить вопросы?
Готовясь к собеседованию при приеме на работу, нужно не только освежить в памяти свои профессиональные навыки и опыт. Не менее важно подготовить и правильно сгруппировать вопросы к работодателю:
1
Сведения о компании, что особенно актуально, если кандидат не сам откликнулся на вакансию, а получил запрос.
2
Информация о проекте и позиции, по которым открыта вакансия.
3
Информация о команде, коллегах и структуре отдела предстоящего трудоустройства.
4
Информация об условиях работы и зарплате.
5
Данные об испытательном сроке, обучении и возможности карьерного роста.
6
Сведения о дальнейших действиях и этапах найма.
/
Насколько подробно и в каком порядке задавать все вопросы, зависит от личных приоритетов кандидата, а также от специфики бизнеса и масштаба компании-нанимателя.
Сведения о компании
В этот перечень вопросов чаще всего входят следующие моменты:
Специфика деятельности компании и масштаб ее представленности на рынке. Если она действует только в России и странах ближнего зарубежья, то актуальным является вопрос о планах расширения.
Возраст компании и общая численность ее сотрудников. Наличие филиалов, что актуально в связи с возможностью командировок.
Цели и корпоративная культура компании-нанимателя.
Информация о проекте и позиции
Перечень этих вопросов обычно наиболее широк:

  • В чем заключается идея проекта?
  • На какую должность планируется меня оформить и в чем заключаются мои обязанности?
  • Сколько времени выделено на проект по плану? На какой стадии выполнения он находится?
  • Какое ПО или инструменты применяются или должны применяться в ходе работы?
  • Как часто и кому предоставляется отчетность о ходе работ?
  • С какими сложностями предстоит столкнуться в ходе работ? Какие нюансы необходимо знать для выполнения проекта?
  • Как давно вакантна должность? И если долго, почему работодателю не подошли предыдущие соискатели?
  • Есть ли возможность в рабочее время участвовать в дополнительных проектах компании либо брать проекты сторонних заказчиков?
Информация о команде, коллегах, структуре отдела
/
Подходящая команда — одно из ключевых условий, чтобы работа даже над самыми сложными задачами была эффективной и комфортной.
Не игнорируйте вопросы о будущих коллегах, подчиненных и непосредственном руководителе:
  • Каково общее число сотрудников отдела или подразделения, в котором предстоит работать? 
  • Осуществляется ли командная работа в одном офисе или же часть сотрудников доступна только для удаленного взаимодействия? 
  • Как распределены обязанности по отделу / подразделению? 
  • Кто является непосредственным руководителем для кандидата на должность? Когда можно встретиться с ним лично? 
  • Перед каким количеством руководителей, в какой форме и как часто предстоит отчитываться о проделанной работе? 
  • Каков состав команды? Она полностью сформирована или еще ведется подбор? (Стоит аккуратно убедиться, что новым сотрудникам не докидывают чужие задачи.)
Информация об условиях работы и зарплате
/
Сомневаемся, что кто-то забывает задать эти вопросы работодателю.
Тем не менее стоит продумать эти аспекты в деталях, прежде чем озвучивать их ответственному лицу со стороны нанимателя:
  • Вариант осуществления трудовой деятельности (офис / гибрид / удаленка).
  • Длительность рабочего дня (сколько дней и часов в неделю) и специфика учета отработанного времени. Возможность гибкого начала рабочего дня (например, с 8:00 до 17:00 / с 10:00 до 19:00). Есть ли оплата за переработки, как она производится?
  • Вариант оформления договора с компанией (самозанятый, ИП, ГПХ, ТК РФ).
  • Какой размер заработной платы? Из чего она состоит (ставка, ставка+премия, оплата за фактическое количество отработанных часов, другие варианты)?
  • Какая сумма заработной платы будет прописана в договоре?
  • Как часто выплачивается заработная плата?
  • Как часто пересматривается заработная плата? Что для этого нужно сделать?
  • Каковы критерии KPI, на базе которых наниматель оценивает работу сотрудника? KPI месячный / квартальный / годовой?
  • Оплачивается ли отпуск? Через какой срок работы в компании он положен? Как организован уход в отпуск (нужно ли быть на связи, подготовить замену на этот период)?
  • Есть ли соцпакет для сотрудников, что он включает? Какие дополнительные бонусы предлагает компания для своих работников?
  • Бывают ли командировки (в том числе зарубежные), как часто и как они оплачиваются?
  • Необходимо ли заключение договора о неразглашении какой-либо информации?

Лидия Хрящева

Консультант Selecty

«К осени 2022 года российский IT-рынок, можно сказать, полностью перевернулся. Если раньше компании бегали за миддлами и синьорами, то сейчас у бизнеса появился широкий выбор: рынок труда пополнился сильными специалистами, которые готовы приступить к новой работе. Для многих нанимателей открылась отличная возможность поймать хорошие кадры и полноценные команды».
Данные об испытательном сроке, обучении и перспективах карьерного роста
Чтобы не разочароваться и не потерять мотивацию вскоре после начала работы, не забудьте обсудить следующие моменты:
1
Наличие и длительность испытательного срока;
2
Размер заработной платы на период испытания (разная зарплата во время и после испытательного срока совсем не редкость на рынке IT);
3
Критерии прохождения испытательного срока;
4
Наличие наставника (если есть необходимость) и возможность обучения.
Вопросы HR о дальнейших действиях и этапах найма
Когда вы впервые общаетесь с HR компании, уточните этапы процесса найма, чтобы лучше подготовиться к каждому из них и получить достойный оффер:
1
Сколько всего этапов общения с кандидатами на интересующую должность? Что они включают?
2
Сколько этапов у предстоящего технического интервью, что они собой представляют? Кто будет их проводить?
3
В какие сроки ждать обратную связь по результатам каждого этапа?
4
Есть ли иные процедуры найма, которые мне предстоят перед выходом на работу в случае утверждения моей кандидатуры по итогам технического интервью?
И ещё раз напомним: не стоит задавать вопросы в режиме все сразу и одному человеку. В лучшем случае вы просто не получите часть ответов, в худшем — заработаете репутацию зануды. При многоступенчатом отборе приоритизируйте свои вопросы и озвучивайте их разным людям  по мере успешного прохождения этапов. Это поможет прояснить детали и определиться, подходит ли предлагаемое место трудоустройства лично вам.
Консультанты Selecty верят: айтишник — это не просто товар на кадровом рынке, но самурай от мира высоких технологий. Сохраняйте эту памятку в избранном и на следующих собеседованиях не забудьте подготовить и вовремя задать все важные для вас вопросы. Ваш интеллектуальный «меч» должен служить только тому, кто готов предложить благородные задачи, верных соратников и достойные условия службы.

Подпишитесь на Selecty в Telegram, чтобы не пропустить наши новые карьерные советы!