Актуальные вакансии
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.
Блог

Digital Natives:
Как поколение Z меняет мир

work life blend

Примерное время чтения: 09 минут 08 секунд

Хотите всегда быть в курсе событий на рынке IT? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Что общего у тех, кто помнит жизнь без интернета, и цифровых аборигенов, родившихся с гаджетами в руках? Все они неизменно сталкиваются с собственными препятствиями и открывает новые возможности на своем карьерном пути! Сегодня они работают в одном пространстве, являясь представителями разных поколений, каждое из которых привносит свои уникальные взгляды, подходы и ценности.
Самым спорным и обсуждаемым остается поколение Z. Появившиеся на свет в эпоху цифровых технологий, молодые профессионалы часто и не всегда заслуженно становятся главными героями стереотипов, утверждающих, что они ленивы, непостоянны и несерьезно относятся к работе.

Но действительно ли с зумерами так сложно, и как научиться с ними работать?
Решили проанализировать и поделиться, что же на самом деле представляет собой поколение молодых специалистов, и как их свежий взгляд влияет на рабочие процессы во всем мире.

А ты зумер или бумер?

Социолог Уильям Штраус и экономист Нил Хоу предложили теорию поколений, которая помогает структурировать и понять, как исторические и культурные события влияют на коллективные психологии различных возрастных групп.

В книге «Поколения: история будущего Америки» Уильям и Нил выделили четыре ключевых поколения, каждое из которых имеет свои уникальные характеристики, формирующие их взгляды на мир и способы взаимодействия с ним.

Согласно концепции, социальные поколения сменяются с периодичностью раз в 15–20 лет.
1
Беби-бумеры (1946-1963)
Люди, появившиеся на свет в этот период, оставили значительный след в истории. Их юность была ознаменована дерзкими поступками и стремлением изменить привычный порядок вещей. Однако с возрастом, они предпочитают придерживаться стабильности и устоявшихся традиций, активно защищая свой образ жизни.
2
Поколение X (1964-1980)
Представители «Иксов» слишком рано повзрослели, ведь они росли в эпоху разрушения старых устоев и создания новых реалий. Зачастую среди них можно встретить прагматичных индивидуалистов, для которых материальные ценности играют ключевую роль. Они амбициозно достигают своих целей, не сильно заботясь о мнении окружающих.
3
Поколение Y или Миллениалы (1981-1996)
Эти люди находятся в середине технологических и социальных изменений. Миллениалы ценят совместные блага и общие ценности, являясь гуманистами и оптимистами. Их стремление к инновациям и прогрессу непременно делает их центральной фигурой в современном обществе.
4
Поколение Z или Зумеры (1997-2012)
Рожденные в эпоху нестабильности, зумеры обеспокоены вопросами безопасности. У них обострено чувство социальной ответственности и они осознают необходимость активного участия во всех сферах жизни не только для улучшения собственного качества жизни, но и произведения революции в традиционных устоях.
В дополнение к концепции Штрауса – Хоу австралийский ученый Марк Маккриндл предложил новую градацию — поколение «альфа». Это подрастающее поколение, родившееся после 2010 года.

Теория поколений ни раз подвергалась критике представителями пограничного поколения с 1992 по 2005 год. Согласно их мнению, они не могут себя определить к какой-то одной категории y или z, потому что они застали жизнь до Интернета и повсеместного распространения мобильных гаджетов, но также не могут представить себя без смартфона в руке.
Но почему же именно поколение Z удостоилось титула «худших работников»? Давайте разбираться!

 «Отцы и дети» в реальной жизни

Профессиональная жизнь зумеров во многом отличается от тех, кто начинал карьеру до эпохи Интернета. В отличие от миллинеалов-карьеристов, которые вечно пытаются балансировать между работой и личной жизнь, зеты предпочитают смешивать две сферы жизни, желательно с бонусом в виде удаленного формата работы на Бали.

Из таких различий в отношении к работе и разному образу жизни возникает уже ставшее классикой недопонимание «отцов и детей».
  • Ксения Шереметьева
    Операционный директор ГК Selecty
    «Стереотипы о представителях поколения Z, как о плохих сотрудниках, являются следствием недопонимания их ценностей и особенности образа жизни. Они выросли в условиях непрерывного технологического прогресса и информационной доступности, что формирует их подход к работе и личному времени. Но недооценивать их, основываясь только на устоявшемся шаблонном мышлении, — ошибка»
  • Ксения Шереметьева
    Операционный директор ГК Selecty

    «Стереотипы о представителях поколения Z, как о плохих сотрудниках, являются следствием недопонимания их ценностей и особенности образа жизни. Они выросли в условиях непрерывного технологического прогресса и информационной доступности, что формирует их подход к работе и личному времени. Но недооценивать их, основываясь только на устоявшемся шаблонном мышлении, — ошибка»

Миллениалы (1981-1996)
  • Нацелены на создание четкого и поэтапного профессионального пути;
  • Хотят достичь баланса между работой и личной жизнью;
  • Предпочитают гибкий график, допускают возможность работы в офисе;
  • Ожидают стабильности, карьерного роста и признания. Хотят видеть четкую карьерную лестницу и долгосрочные перспективы;
  • Испытывают лояльность при условии соответствия их ожиданиям и потребностям. Часто задерживаются в компании при наличии карьерного роста и хороших условий;

Ценят как цифровое, так и личное общение. Склонны к построению долговременных профессиональных связей и готовы работать в команде, используя различные коммуникационные каналы.

Зумеры (1997-2012)
  • Стремятся быстро завоевать признание и продвинуться по карьерной лестнице;
  • Смешение работы и личной жизни — идеальная формула счастья зумеров;
  • Возможность выбрать график работы является одним из ключевых факторов при принятии оффера;
  • Ищут инновации и возможности для самовыражения. Ожидают прозрачности процессов и честной корпоративной культуры;
  • Менее лояльны, склонны к смене работодателя, если не видят возможностей для личного роста или если корпоративная культура не соответствует их ожиданиям;

Предпочитают цифровое общение, такие как мессенджеры и видеочаты. Быстро переключаются между задачами и любят многозадачность. Ожидают прозрачности и быстрого обмена информацией в команде.

Да, в это сложно поверить, но дети 2000-х уже активно начали свой карьерный путь и завоевывают рынок.

По данным исследования, проведенного Deloitte, к 2026 году общая численность сотрудников сократится на 3 миллиона. Такой дефицит кадров станет следствием демографического провала 90-х годов. Это приведет к тому, что компании будут вынуждены конкурировать за талантливых представителей нового поколения Z, а не наоборот – кандидаты за рабочие места.

Именно поэтому важно и нужно понимать зумеров. Иначе можно будет только мечтать о построении продуктивной работы и достижении максимальной совместной эффективности.

Как же с ними работать?

При найме поколения Z следует учитывать особенности их мышления и образа жизни. Несмотря на амбициозные устремления зумеров, зарплата для них важна, но не является главным приоритетом.
Можно выделить ключевые факторы при выборе работодателя:
  • Репутация бренда, его tone of voice и присутствие на рынке;
  • Гибкий график: плавающее начало рабочего дня, возможность удаленной работы;
  • Бенефиты и развитая корпоративная культура: ДМС, социальная ответственность, акцент на work-life blend, поддержка физического и ментального здоровья;
  • Работа в команде по «вайбу»: общение на «ты», минимум бюрократии, поддержка и взаимное уважение;
  • Рекомендации от друзей и близких, чье мнение имеет вес и авторитет.
Работа с зумерами может принести множество «сюрпризов», которые исходят из их слабых сторон.

Из-за клипового мышления им все тяжелее становится удерживать внимание и фокусироваться на задачах. Зато такой режим многозадачности позволяет мгновенно переключаться между делами и решать срочные вопросы.

К сожалению, в некоторых случаях зумеры ярые противники традиционного образования и предпочитают проходить короткие курсы. Такой подход приводит к недостаточному углублению в тематику. Однако открытость и обучаемость — сильные черты, поэтому дыру можно быстро закрыть.

Вопрос лояльности и сроков работы на одном месте также требует более пристального рассмотрения. Поколение Z склонно искать возможности для быстрого карьерного роста и самореализации. Не следует расценивать данную особенность как ненадежность. Предлагая четкие карьерные пути, интересные проекты и поддерживающую корпоративную культуру, компании могут удерживать зумеров на длительный срок.
  • Софья Максименко
    Cпециалист по маркетингу ГК Selecty
    «Взаимность – главный принцип продуктивной работы с новым поколением. Если компания предлагает хорошие условия, относится к сотруднику не только как к рабочей силе, винтику в системе, но и как к человеку, личности со своими интересами и перспективами, то и работник из поколения «зет» скорее всего будет отдаваться своему делу (как минимум, в рамках рабочих часов по ТК РФ).

    И хорошие условия – это не про печеньки в офисе. Это про атмосферу в коллективе, схожие ценности и перспективы. Когда зуммеры чувствуют, что их труд ценится, они готовы вкладываться в работу на все 100%».
  • Софья Максименко
    Cпециалист по маркетингу ГК Selecty
    «Взаимность – главный принцип продуктивной работы с новым поколением. Если компания предлагает хорошие условия, относится к сотруднику не только как к рабочей силе, винтику в системе, но и как к человеку, личности со своими интересами и перспективами, то и работник из поколения «зет» скорее всего будет отдаваться своему делу (как минимум, в рамках рабочих часов по ТК РФ).

    И хорошие условия – это не про печеньки в офисе. Это про атмосферу в коллективе, схожие ценности и перспективы. Когда зуммеры чувствуют, что их труд ценится, они готовы вкладываться в работу на все 100%».
Зумеры — это не просто наше будущее, они уже влияют на структуру работы и взаимодействие в компаниях по всему миру. Учиться ладить и эффективно работать с ними критически необходимо для развития бизнеса и создания гармоничных команд.

Их свежий взгляд, стремление к балансу и самовыражению могут привести к крутым изменениям и совершить настоящий прорыв во всех сферах.
Анастасия Пылинская
Контент-менеджер ГК Selecty

Читайте также

Показать еще