Актуальные вакансии
Управление файлами cookie
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.
Управление файлами cookie
Настройки файлов cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настроить.
Основные файлы cookie
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас. Смотрите список используемых нами аналитических файлов cookie здесь.
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. Смотрите список рекламных файлов cookie, которые мы используем здесь.
Блог

Digital Natives:
Как поколение Z меняет мир

work life blend

Примерное время чтения: 09 минут 08 секунд

Хотите всегда быть в курсе событий на рынке IT? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Что общего у тех, кто помнит жизнь без интернета, и цифровых аборигенов, родившихся с гаджетами в руках? Все они неизменно сталкиваются с собственными препятствиями и открывает новые возможности на своем карьерном пути! Сегодня они работают в одном пространстве, являясь представителями разных поколений, каждое из которых привносит свои уникальные взгляды, подходы и ценности.
Самым спорным и обсуждаемым остается поколение Z. Появившиеся на свет в эпоху цифровых технологий, молодые профессионалы часто и не всегда заслуженно становятся главными героями стереотипов, утверждающих, что они ленивы, непостоянны и несерьезно относятся к работе.

Но действительно ли с зумерами так сложно, и как научиться с ними работать?
Решили проанализировать и поделиться, что же на самом деле представляет собой поколение молодых специалистов, и как их свежий взгляд влияет на рабочие процессы во всем мире.

А ты зумер или бумер?

Социолог Уильям Штраус и экономист Нил Хоу предложили теорию поколений, которая помогает структурировать и понять, как исторические и культурные события влияют на коллективные психологии различных возрастных групп.

В книге «Поколения: история будущего Америки» Уильям и Нил выделили четыре ключевых поколения, каждое из которых имеет свои уникальные характеристики, формирующие их взгляды на мир и способы взаимодействия с ним.

Согласно концепции, социальные поколения сменяются с периодичностью раз в 15–20 лет.
1
Беби-бумеры (1946-1963)
Люди, появившиеся на свет в этот период, оставили значительный след в истории. Их юность была ознаменована дерзкими поступками и стремлением изменить привычный порядок вещей. Однако с возрастом, они предпочитают придерживаться стабильности и устоявшихся традиций, активно защищая свой образ жизни.
2
Поколение X (1964-1980)
Представители «Иксов» слишком рано повзрослели, ведь они росли в эпоху разрушения старых устоев и создания новых реалий. Зачастую среди них можно встретить прагматичных индивидуалистов, для которых материальные ценности играют ключевую роль. Они амбициозно достигают своих целей, не сильно заботясь о мнении окружающих.
3
Поколение Y или Миллениалы (1981-1996)
Эти люди находятся в середине технологических и социальных изменений. Миллениалы ценят совместные блага и общие ценности, являясь гуманистами и оптимистами. Их стремление к инновациям и прогрессу непременно делает их центральной фигурой в современном обществе.
4
Поколение Z или Зумеры (1997-2012)
Рожденные в эпоху нестабильности, зумеры обеспокоены вопросами безопасности. У них обострено чувство социальной ответственности и они осознают необходимость активного участия во всех сферах жизни не только для улучшения собственного качества жизни, но и произведения революции в традиционных устоях.
В дополнение к концепции Штрауса – Хоу австралийский ученый Марк Маккриндл предложил новую градацию — поколение «альфа». Это подрастающее поколение, родившееся после 2010 года.

Теория поколений ни раз подвергалась критике представителями пограничного поколения с 1992 по 2005 год. Согласно их мнению, они не могут себя определить к какой-то одной категории y или z, потому что они застали жизнь до Интернета и повсеместного распространения мобильных гаджетов, но также не могут представить себя без смартфона в руке.
Но почему же именно поколение Z удостоилось титула «худших работников»? Давайте разбираться!

 «Отцы и дети» в реальной жизни

Профессиональная жизнь зумеров во многом отличается от тех, кто начинал карьеру до эпохи Интернета. В отличие от миллинеалов-карьеристов, которые вечно пытаются балансировать между работой и личной жизнь, зеты предпочитают смешивать две сферы жизни, желательно с бонусом в виде удаленного формата работы на Бали.

Из таких различий в отношении к работе и разному образу жизни возникает уже ставшее классикой недопонимание «отцов и детей».
  • Ксения Шереметьева
    Операционный директор ГК Selecty
    «Стереотипы о представителях поколения Z, как о плохих сотрудниках, являются следствием недопонимания их ценностей и особенности образа жизни. Они выросли в условиях непрерывного технологического прогресса и информационной доступности, что формирует их подход к работе и личному времени. Но недооценивать их, основываясь только на устоявшемся шаблонном мышлении, — ошибка»
  • Ксения Шереметьева
    Операционный директор ГК Selecty

    «Стереотипы о представителях поколения Z, как о плохих сотрудниках, являются следствием недопонимания их ценностей и особенности образа жизни. Они выросли в условиях непрерывного технологического прогресса и информационной доступности, что формирует их подход к работе и личному времени. Но недооценивать их, основываясь только на устоявшемся шаблонном мышлении, — ошибка»

Миллениалы (1981-1996)
  • Нацелены на создание четкого и поэтапного профессионального пути;
  • Хотят достичь баланса между работой и личной жизнью;
  • Предпочитают гибкий график, допускают возможность работы в офисе;
  • Ожидают стабильности, карьерного роста и признания. Хотят видеть четкую карьерную лестницу и долгосрочные перспективы;
  • Испытывают лояльность при условии соответствия их ожиданиям и потребностям. Часто задерживаются в компании при наличии карьерного роста и хороших условий;

Ценят как цифровое, так и личное общение. Склонны к построению долговременных профессиональных связей и готовы работать в команде, используя различные коммуникационные каналы.

Зумеры (1997-2012)
  • Стремятся быстро завоевать признание и продвинуться по карьерной лестнице;
  • Смешение работы и личной жизни — идеальная формула счастья зумеров;
  • Возможность выбрать график работы является одним из ключевых факторов при принятии оффера;
  • Ищут инновации и возможности для самовыражения. Ожидают прозрачности процессов и честной корпоративной культуры;
  • Менее лояльны, склонны к смене работодателя, если не видят возможностей для личного роста или если корпоративная культура не соответствует их ожиданиям;

Предпочитают цифровое общение, такие как мессенджеры и видеочаты. Быстро переключаются между задачами и любят многозадачность. Ожидают прозрачности и быстрого обмена информацией в команде.

Да, в это сложно поверить, но дети 2000-х уже активно начали свой карьерный путь и завоевывают рынок.

По данным исследования, проведенного Deloitte, к 2026 году общая численность сотрудников сократится на 3 миллиона. Такой дефицит кадров станет следствием демографического провала 90-х годов. Это приведет к тому, что компании будут вынуждены конкурировать за талантливых представителей нового поколения Z, а не наоборот – кандидаты за рабочие места.

Именно поэтому важно и нужно понимать зумеров. Иначе можно будет только мечтать о построении продуктивной работы и достижении максимальной совместной эффективности.

Как же с ними работать?

При найме поколения Z следует учитывать особенности их мышления и образа жизни. Несмотря на амбициозные устремления зумеров, зарплата для них важна, но не является главным приоритетом.
Можно выделить ключевые факторы при выборе работодателя:
  • Репутация бренда, его tone of voice и присутствие на рынке;
  • Гибкий график: плавающее начало рабочего дня, возможность удаленной работы;
  • Бенефиты и развитая корпоративная культура: ДМС, социальная ответственность, акцент на work-life blend, поддержка физического и ментального здоровья;
  • Работа в команде по «вайбу»: общение на «ты», минимум бюрократии, поддержка и взаимное уважение;
  • Рекомендации от друзей и близких, чье мнение имеет вес и авторитет.
Работа с зумерами может принести множество «сюрпризов», которые исходят из их слабых сторон.

Из-за клипового мышления им все тяжелее становится удерживать внимание и фокусироваться на задачах. Зато такой режим многозадачности позволяет мгновенно переключаться между делами и решать срочные вопросы.

К сожалению, в некоторых случаях зумеры ярые противники традиционного образования и предпочитают проходить короткие курсы. Такой подход приводит к недостаточному углублению в тематику. Однако открытость и обучаемость — сильные черты, поэтому дыру можно быстро закрыть.

Вопрос лояльности и сроков работы на одном месте также требует более пристального рассмотрения. Поколение Z склонно искать возможности для быстрого карьерного роста и самореализации. Не следует расценивать данную особенность как ненадежность. Предлагая четкие карьерные пути, интересные проекты и поддерживающую корпоративную культуру, компании могут удерживать зумеров на длительный срок.
  • Софья Максименко
    Cпециалист по маркетингу ГК Selecty
    «Взаимность – главный принцип продуктивной работы с новым поколением. Если компания предлагает хорошие условия, относится к сотруднику не только как к рабочей силе, винтику в системе, но и как к человеку, личности со своими интересами и перспективами, то и работник из поколения «зет» скорее всего будет отдаваться своему делу (как минимум, в рамках рабочих часов по ТК РФ).

    И хорошие условия – это не про печеньки в офисе. Это про атмосферу в коллективе, схожие ценности и перспективы. Когда зуммеры чувствуют, что их труд ценится, они готовы вкладываться в работу на все 100%».
  • Софья Максименко
    Cпециалист по маркетингу ГК Selecty
    «Взаимность – главный принцип продуктивной работы с новым поколением. Если компания предлагает хорошие условия, относится к сотруднику не только как к рабочей силе, винтику в системе, но и как к человеку, личности со своими интересами и перспективами, то и работник из поколения «зет» скорее всего будет отдаваться своему делу (как минимум, в рамках рабочих часов по ТК РФ).

    И хорошие условия – это не про печеньки в офисе. Это про атмосферу в коллективе, схожие ценности и перспективы. Когда зуммеры чувствуют, что их труд ценится, они готовы вкладываться в работу на все 100%».
Зумеры — это не просто наше будущее, они уже влияют на структуру работы и взаимодействие в компаниях по всему миру. Учиться ладить и эффективно работать с ними критически необходимо для развития бизнеса и создания гармоничных команд.

Их свежий взгляд, стремление к балансу и самовыражению могут привести к крутым изменениям и совершить настоящий прорыв во всех сферах.
Анастасия Пылинская
Контент-менеджер ГК Selecty

Читайте также

Показать еще