Актуальные вакансии
Управление файлами cookie
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.
Управление файлами cookie
Настройки файлов cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настроить.
Основные файлы cookie
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас. Смотрите список используемых нами аналитических файлов cookie здесь.
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. Смотрите список рекламных файлов cookie, которые мы используем здесь.

Нетворкинг? Как разговоры у кулера найдут вам новую работу

Примерное время чтения: 10 минут 06 секунд

Хотите всегда быть в курсе событий на рынке IT? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Нетворкинг — это общение с людьми, которое помогают развивать карьеру. Менторы, единомышленники и рекрутеры: все эти специалисты создают работающую цепочку контактов.
В испанском Центре финансовых исследований подсчитали, что люди с широкой сетью профессионального общения в среднем тратят на поиски новой работы на 1-3 месяца меньше, чем их коллеги.

Кроме того, такие знакомства позволяют не отставать от трендов, обмениваться идеями или дружить с теми, кто в самом деле понимает, над чем вы работаете.
Но как выстроить такую среду, в которая будет не только эффективной для развития карьеры, но и интересной сама по себе?
Разбираемся с основными правилами, возражениями и мотивацией.

Почему не хочется пробовать?

Несмотря на всю пользу, которую обещают полезные связи среди коллег, многие специалисты все еще не хотят тратить на них время и усилия.
Как правило, такое неприятие связано с буквальным переносом традиций американской корпоративной культуры в отечественный контекст.
Как и многие другие практики, заимствованные без адаптации, нетворкинг в его оригинальном воплощении в России неприменим.
Классические труды, например, «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Ферацци, написаны преимущественно для журналистов и маркетологов, для которых налаживание связей с незнакомцами является большой частью работы.

В мире IT совет постоянно выстраивать новые и поддерживать старые социальные связи часто кажется избыточным. Неужели крепкие hard skills не могут компенсировать поверхностные знакомства? Конечно, могут.
Однако эффективное и продуктивное общение может состоять из связей, которые заряжают и дают мотивацию.
Поэтому важно понять, как не потратить силы впустую.

С чего начать?

  • Первый шаг на пути к работающему нетворкингу — формулировка целей.
    Их можно разделить на ближайшие и долгосрочные:
    • обучение,
    • pet-проекты,
    • поиск работы.
Не обязательно формулировать KPI, но лучше определиться с тем, какие люди в приоритете, как много времени можно потратить на новых знакомых и поддержание общения. Например, выделить час в неделю или месяц на общение и 3-4 раза в год ходить на профессиональные мероприятия.
Если цели ясны, можно подумать о том, каких людей не хватает в вашем окружении. Коллег, с которыми можно обсудить идею стартапа или человека, который вечно горит новыми идеями и ищет людей в команды? Может быть, нужно искать руководителя, который подскажет, какие слабые стороны мешают вам расти в зарплате или эйчара, который предложит классную должность прежде, чем она появится в публичном доступе?

Юлия Истомина
руководитель отдела продаж
«Нетворкинг должен быть структурированным. Нужно понять с какими компаниями или спикерами хочется договориться: посмотреть сотрудников, мероприятия, которые они посещают, что популярно в отрасли.
Весь нетворкинг можно разделить на онлайн и мероприятия: конференции, выставки. Важно составить план контактов: если первая встреча состоялась в январе, а вторая – в декабре, то тебя забудут. Напомнить о себе можно пригласив выпить вместе кофе или опубликовав пост на интересную тему. Так возникнут точки совместного интереса, которые можно развивать».

Кого искать не надо?

Скорее всего, многие из нужных людей уже вам знакомы.
Согласно исследованию 2024 года, около 8% россиян находили работу с помощью бывших одноклассников, и еще 22% сами помогали тем, кто искал новую должность.

Пробудить «спящие» связи может быть легче и эффективнее, чем пытаться завести и укрепить новые.
К спящим относятся те контакты, которые в прошлом были активными, плодотворными и приносили удовольствие. В них была «химия». Бывшие начальники, коллеги и подчиненные, с которыми было интересно и приятно работать над сложными проектами, гораздо охотнее начнут общаться. К тому же, это люди, для которых вы не «темная лошадка», а человек с самыми лучшими рекомендациями: собственным приятным опытом взаимодействия.
Еще одна неочевидная польза пробуждения спящих связей заключается в том, что ваши знакомые теперь находятся в новых кругах общения, имеют доступ к актуальной информации других компаний и сфер, а значит, могут сильно расширить горизонт ваших карьерных ожиданий.
Если бывшие коллеги массово ушли делать «ноготочки», строгать по дереву в балийской деревне или вовсе спят на картонной коробке от холодильника, то придется выходить в большой мир, чтобы заново искать профессиональное общение.

Конференции. Как сделать слабые связи сильными?

  • Митапы, конференции, выставки – лучшие игровые площадки для нетворкинга. Они специально устроены так, чтобы профессионалам было легче находить друг друга. Но те, кто уверено и непринужденно заводит новые связи при личной встрече, вряд ли дочитали до этого абзаца.
Так как знакомиться, чтобы вас запомнили и не тратить время зря?
Ходите туда, где по-настоящему интересно. В программе докладов лучше заранее найти темы и спикеров, составить список вопросов, которые хотелось бы задать.
Во время выступлений полезно делать небольшие заметки о новых идеях и том, что показалось наиболее важным. Если получится поговорить со спикером, то можно задать вопросы, которые пришли в голову после выступления, а если это сделать не удалось, то можно написать эксперту в социальные сети на следующий день после мероприятия. Это хороший способ напомнить о себе и дать обратную связь.
  • Многие докладчики и участники будут рады положительной оценке их труда, и скорее всего лучше запомнят вас, отвечая на сообщение.
  • Если вы остаетесь в истории переписки, то это дает бонус, потому что служит лишним напоминанием о контакте, в то время как встречи могут и забыться.

Юлия Истомина
руководитель отдела продаж
«В сфере IT, как и во многих других, многое решают личные контакты: с рекрутерами, сотрудниками компании, руководителями. Даже если всего пару раз виделся с человеком или читал его посты в ленте, возникает чувство: «О, я же его знаю!». Ассоциации остаются и помогают. Поэтому на новую должность в первую очередь советуешь кого-то, с кем уже знаком».
Даже если спонтанное общение дается нелегко, не стоит пренебрегать вечеринками до и после мероприятия. Более расслабленная атмосфера и сплоченное комьюнити предполагают, что большинство участников здесь также хотят растить свою профессиональную сеть, как и вы.
В будущем, если вы встретитесь с этим специалистом на другом узконаправленном мероприятии, вам будет легче вспомнить друг друга и продолжить общаться.

Как рассказать о себе?

Знакомьтесь, Никита. Вы впервые встретились на конференции и спросили, чем он занимается. Никита рассказал вам, что не делает ничего особенного, ему надоела работа и однообразные задачи. Руководство вообще не понимает что делает, поэтому ваш собеседник думает уходить в другую компанию и спрашивает, нравится ли вам ваше место. Встречали таких? Это человек с плохими навыками самопрезентации.
Хорошая новость состоит в том, что даже он может рассказать о себе информативно и зажигательно. Например, выделить несколько ключевых компетенций и вспомнить пару интересных проектов, над которыми нравилось работать в последнее время. Выделить свою роль в процессе, уточнить с какими сложностями он сталкивался и как решал небанальные задачи.
Делиться опытом тоже здорово: вы не только учитесь новому, но и работаете над своей репутацией.

Юлия Истомина
руководитель отдела продаж
«Сейчас многие занимаются любительским бегом. Иногда можно заметить у человека на руке артефакты, соответствующие его увлечению: например, спортивные часы, и поговорить об этом. Нетворкинг - это всегда про переход из формального общения в неформальное. Недавно был случай, когда при обсуждении тендера у меня на руке заметили такие часы, завязался разговор о посещенных трейлах. Мы говорили полчаса и в итоге я получила приглашение на встречу».
Не забудьте привести в порядок социальные сети, прежде чем делиться ссылками.
Лучше заранее обновить информацию о себе и убрать лишнее. Многие мемы, над которыми смеялись 10 лет назад, плохо состарились.

А можно хотя бы онлайн?

Обмен визитками — не единственный способ встретить друзей среди коллег.
С конкретной идеей, для которой не хватает рук, можно пойти в блог узкого специалиста. Активные комментаторы и участники сообщества всегда на виду, у них есть время и желание общаться онлайн. Личные сообщения, как правило, открыты.
Как повысить шансы на то, чтобы вам ответили?
  • В первом сообщении не стоит выдавать всю идею целиком.
  • Будет полезно рассказать о себе в нескольких предложениях и спросить собеседника интересуется ли он проектами в вашей сфере.
  • Если ответы покажутся интересными, то можно продолжить общение и рассказать чуть больше о предложении.

Так можно ли обойтись без нетворкинга?

Короткий ответ — да. Если возвращаться к статистике, то как минимум 1 месяц, сэкономленный на поиске новой работы — это и есть время, которое уйдет на построение контактов за год, если учесть всю переписку и онлайн-мероприятия.
В долгосрочной перспективе невозможно точно подсчитать и учесть все бонусы и возможные минусы. Чтобы проверить, работает это лично для вас, придется попробовать – познакомиться с новыми людьми или написать старым знакомым.

Возможно, вы решите, что нетворкинг – это то, что приносит вам совсем немного пользы. Но это знание уже само по себе может быть хорошим результатом.
Также не исключено, что вы встретитесь с коллегами с прошлой работы и хорошо проведете время.

Примерно, как три бывших сотрудника PayPal, которые в 2005 году решили создать небольшой видеохостинг, а через полтора года продали YouTube за $1,65 млрд.
Ирина Требушинина
Копирайтер ГК Selecty