Актуальные вакансии
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.

/ Словарь терминов HR+IT от специалистов Selecty


Буква А

Абсентеизм
Сознательное отсутствие работника на рабочем месте либо откровенный бойкот выполнения своих профессиональных обязанностей, предусмотренных штатным расписанием и трудовым договором.
Автоматизация работы
Способ осуществления работы, подразумевающий применение различных технологий для сокращения степени участия в ней человека. Это может быть искусственный интеллект на базе математических моделей и методов обработки задач, автоматизированное оборудование с ЧПУ, вычислительная техника и другие. Применение такой методики позволяет достичь поставленных задач быстрее и с меньшими эксплуатационными расходами. В результате ИТ-специалисты и другие сотрудники вместо выполнения утомительной рутинной работы могут переключиться на более важные задачи, требующие нестандартного и творческого подхода, с которыми пока справляется только человек.

Автоматизация работы особенно широко используется в ряде производств и IT-сфере. Более того, компании, активно использующие эти методы, являются в большинстве случаев более конкурентными и отвоевывают рынок у тех, кто их не применяет.
Авторитарный стиль управления
Метод управления персоналом и компанией, в основе которого - принятие всех ключевых решений одним человеком. Как правило, для этого стиля управления характерно чрезмерное полагание на свой авторитет, интуицию и личный опыт, невзирая на мнение сотрудников.
Адаптация персонала
Процесс приспособления нанятого персонала к содержанию и условиям осуществления трудовой деятельности, правилам и порядкам коллектива. Скорость адаптации работников является одним из ключевых факторов, определяющих продуктивность их труда и эффективность управления персоналом компании.
Административная единица
Ячейка в структуре компании, которая в иерархической системе занимает некое положение. Создаваемые таким образом подразделения представляют собой должность или группу должностей с возложенными на них функциональными обязанностями. Административная единица при своем формировании носит линейный принцип управления. То есть, подчиняется решениям, спускаемым вышестоящими лицами из структуры компании.
Административные полномочия
Особая форма передачи распоряжений руководителю компании. Существенным отличием административных полномочий от линейной формы является право передачи управления уполномоченными органами руководящим лицам компании. На последние и возложена ответственность за их выполнение.
Администрирование персонала
Комплексная система учета и управления движением кадров, установленная в компании. Качественное администрирование персонала позволяет эффективно решать ряд задач административно-технического характера: например, налоговые вопросы, аудит расчетов зарплаты, подписание трудовых соглашений, ведение кадрового делопроизводства и других.
Активная кадровая политика
Наличие прогнозов и методик развития предприятия у его руководства, а также соответствующих средств воздействия на сотрудников. Активная кадровая политика является одним из ключевых факторов успешности развития компании вне зависимости от сферы ее деятельности.
Алгоритм
Набор инструкций или порядок действий, реализация которых исполнителем обеспечивает решение определенной задачи. Алгоритмы являются базовым элементом работы программистов и IT-аналитиков.
Альтернативный режим работы
Установленный на конкретном предприятии график трудового распорядка. Помимо основного трудового времени он включает в себя необходимые сотрудникам перерывы той частоты и длительности, которые позволяют оптимизировать рабочий процесс в целом. Альтернативный режим работы может подразумевать появление персонала на рабочем месте в то время, которое удобно непосредственно ему, если при этом общая длительность рабочего времени не меняется.
Анализ процессов
Аналитические мероприятия, призванные выявить пути и ресурсы оптимизации различных бизнес-процессов. Применяются для повышения эффективности работы компании, снижения их себестоимости, роста числа и качества обслуживания клиентов и так далее.
Аналитика больших объемов данных
(Big Data Analytics)
Способ изучения больших объемов данных, направленный на оптимизацию деятельности компании. При этом применяются изучение статистических данных и прогнозное моделирование. Итогом такой деятельности являются аргументированные основания для принятия тех или иных бизнес-решений руководством компании.

Аналитика больших объемов данных – важный компонент в деятельности компаний, имеющих амбициозные планы на свое развитие и желающих расширить свое присутствие на любом рынке.
Анкета удовлетворенности оплатой труда
(PSQ)
Внутренний документ компании, содержащий перечень вопросов для оценки степени удовлетворенности персонала всевозможными аспектами оплаты его труда. Как правило, с его помощью оценивают общий размер заработной платы, уровень льгот, размер желаемых премий и так далее.
Аттестация персонала
Система мероприятий, позволяющая выполнить индивидуальную оценку трудовой деятельности конкретного сотрудника.
Аутплейсмент
Комплекс мер, направленный на помощь сокращаемому персоналу. Это может быть консультационные услуги по текущей ситуации на рынке труда, щадящая форма увольнения, привлечение сторонних организаций с целью последующего трудоустройства увольняемых сотрудников и так далее.
Аутсорсинг
Передача некоторых полномочий и функций по решению ряда задач сторонней организации, специализирующейся на подобной практике либо имеющей потенциал для них. Аутсорсинг несет ряд выгод для обеих сторон и, прежде всего, для компании-заказчика услуги. Он позволяет получить высокое качество услуги от квалифицированных специалистов, при этом освобождая компанию-нанимателя от содержания их в собственном штате. Как правило, на аутсорсинг передают некоторые обязанности по поддержанию работоспособности отдельных систем или инфраструктуры предприятия сроком не менее 12 месяцев. Основанием для оказания услуг аутсорсинга является контракт.
Процедура вывода отдельных специалистов за штат компании и их оформление в штате фирмы-провайдера. Последняя выполняет по отношению к сотрудникам обязанности в качестве работодателя. Это позволяет снизить налоги и дает ряд иных преимуществ компании, на которую они фактически продолжают работать.

Более детально про отличие аутсорсинга от аустаффинга в российских реалиях читайте тут.

Letter A

Ad Campaign Optimization (оптимизация рекламной кампании)
Процесс повышения эффективности рекламных компаний, осуществляемый в результате корректирования каких-либо из ее параметров для достижения заданных заказчиком показателей. Корректировка рекламной кампании осуществляется по итогам анализа данных и может производиться различными способами. К числу таковых относятся: расширение перечня/корректировка ключевых слов, изменение настроек таргетинга аудитории рекламы, расширение сегмента аудитории, изменение используемого контента и другие методы.
Agile Development
(гибкая разработка)
Быстрая совместная кросс-функциональная разработка программного обеспечения. Методика включает такие компоненты как Scrum, Lean, метод разработки динамических систем и экстремальное программирование. Разработчики ПО формируют прототипы, внедряют инновационные решение и осуществляют масштабирование цифровых решений продукта в минимальные сроки. Таким образом, применение этой методики значительно сокращает время вывода конечного продукта на рынок и обеспечивает высокое качество результата.
Agile Project Management (гибкое управление проектами)
Принцип, подразумевающий разбитие всей задачи на короткие циклы разработки. При этом, каждый из этих циклов поручается различным исполнителям. При возникновении проблем у какой-либо группы разработчиков не ставится под угрозу весь проект, а выделяются дополнительные ресурсы на ее решение. Такой подход не только снижает исполнительские риски, но и в целом сокращает время готовности продукта.
AI Analytics
(ИИ-аналитика или Аналитика при помощи искусственного интеллекта)
Продукт автоматизации анализа данных с использованием возможностей искусственного интеллекта и технологий машинного обучения. В качестве дополнения к структурированным источникам данных ИИ все больше способен анализировать неструктурированные данные с помощью инструментов ИИ-аналитики. Среди таких инструментов можно выделить обработку естественного языка (NLP), транскрипцию анализируемой речи и цифровое распознавание для анализа изображений и видео.
ИИ-аналитика позволяет ощутимо снизить заработную плату для персонала, занимающегося обработкой данных и других аналитиков. Кроме того, ее результаты позволяют спрогнозировать развитие ряда ситуаций, снизить риски, выбрать более разумные стратегии развития бизнеса или продвижения продукта, повысить его качество.
AI Marketing
(ИИ-маркетинг или Маркетинг с искусственным интеллектом)
Процесс применения методик и инструментов искусственного интеллекта для получения информации о клиентах, точной настройки контента и других маркетинговых целей. Примерами использования инструментов ИИ-маркетинга являются чат-боты, системы распознавания изображений, системы личных помощников (Яндекс Маруся, Яндекс Алиса, Google Assistant, Amazon Alexa, Apple Siri и другие), динамическое изменение цен на сайтах интернет-магазинов.
ИИ-маркетинг позволяет снизить затраты на рекламные компании, оптимизировать поиск, точнее выявлять и попадать в целевую аудиторию и повысить степень ее удовлетворенности приобретенным продуктом. Кроме того, он позволяет персонализировать отдельные предложения, расширить возможности самообслуживания и в конечном итоге повысить лояльность покупателей.
Application Development (разработка приложений)
Это сложный процесс, включающий сбор бизнес-требований, проектирование, прототипирование, кодирование, тестирование, постоянные улучшения и отладку программного обеспечения. Разработка приложений со временем требует их модернизации для повышения надежности, эффективности и удовлетворения ожидания пользователей.
Application Management (управление приложениями)
Процесс непрерывной работы с приложениями в целях увеличения степени их использования, повышения эффективности бизнеса в целом и повышения качества обслуживания клиентов. Управление приложениями дает возможность повысить узнаваемость бренда, оптимизировать затраты на продажу продукта, добиться лучших результатов продаж и сформировать положительный имидж компании или продукта в глазах пользователей.
Application Modernization (модернизация приложений)
Процесс оптимизации приложений, имеющих свойство устаревать, с учетом растущих требований пользователей до масштабов облачных сред. При этом используются современные технологические стеки.
Application Refactoring
(рефакторинг приложений)
Осуществляемый программистами процесс изменения исходного кода программного обеспечения или приложения. При этом внешнее поведение кода не меняется. Цель процесса – оптимизация свойств ПО, удобочитаемость кода, его быстродействие, возможность добавления новых функций и повышение ремонтопригодности.
Application Transformation (преобразование приложения)
Процесс модернизации устаревших приложений исходя из актуальных технологий и требований.
Applied Artificial
Intelligence
(прикладной искусственный интеллект)
Отрасль искусственного интеллекта, позволяющая роботам и компьютерам решать реальные задачи. Он расширяет возможности ПО и использует передовые технологии машинного обучения, обеспечивая тем самым высокий уровень точности и адаптации бизнес-моделей и отраслевых процессов. Применение прикладного ИИ дает возможность принимать быстрые решения на основе анализа данных и сделанных ИИ прогнозов, автоматизирует и повышает эффективность ряда процессов, а также повышает доходность эксплуатации различных программ.
Artificial Intelligence
(искусственный интеллект)
Раздел прикладной цифровой науки, моделирующий человеческий интеллект. Он объединяет рациональный, эмоциональный и когнитивный уровень интеллекта в одном масштабном процессе.
Применение ИИ открывает новые возможности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в бизнесе. Как правило, он встраивается в различные приложения, анализируя поступающие данные и выдавая собственные рекомендации, либо совершая какие-либо действия, направленные на удовлетворение интересов клиента. Таким образом, внедрение ИИ в бизнес-процессы позволяет повысить его эффективность, прибыльность и быстродействие (в том числе, и ускорить развитие компании в различных аспектах).
Augmented Reality
(AR или Дополненная реальность)
Разновидность интерактивной среды отображения, которая добавляет улучшенные компьютером элементы в реальность. Компьютерное отображение оптимизирует звук, текст и эффекты, тем самым улучшая картину восприятия реальности пользователем.
Дополненная реальность используется не только в игровой индустрии. Она весьма востребована архитекторами, дизайнерами, а также преподавателями в рамках различных обучающих курсов.
Automated Machine
Learning
(AutoML или Автоматизированное машинное обучение)
Это процесс решения реальных задач путем автоматизации машинного обучения на основе искусственного интеллекта (ИИ). При этом используются алгоритмы и методики, позволяющие компьютеру стать более эффективным в своей работе. AutoML запускает весь спектр машинного обучения от начала до конца - от необработанного набора данных до развертываемой модели машинного обучения.
Программное обеспечение AutoML автоматизирует множество функций машинного обучения, включая обнаружение шаблонов и структур, прогнозирование значений и категорий и решение множества проблем.
Automation Solutions
(решения для автоматизации)
Решения, которые должны заменить устаревшие и выполняемые вручную процессы автоматизированными аналогами. Внедрение таких решений позволяет повысить скорость процессов, их эффективность и снизить вероятность ошибок из-за человеческого фактора. Решения для автоматизации в ИТ оптимизируют разработку и тестирование приложений, позволяя облегчить управление сложными технологическими средами. Это позволяет компаниям перенаправить освободившиеся ресурсы в более приоритетные сферы своей деятельности и развития.