/ Словарь HR-терминов от специалистов Selecty

A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V/W
X
Y
Z

Буква М
Маркетинговое исследование
Комплекс действий по сбору, классификации и анализу данных о сложившейся на конкретном рынке ситуации по спросу, ценах и конкурентах на товары или услуги. Основанные на научном подходе маркетинговые исследования предоставляют заказчику объективную информацию для принятия дальнейших решений и действий.

Массовое увольнение
Проводимое по инициативе владельцев компании прекращение трудового договора (контракта) с его работниками по причине банкротства либо реорганизации предприятия.
Материальное вознаграждение
Одна из разновидностей поощрений сотрудников, размер которой зависит от количества и качества их труда, степени участия в достижении результатов компании и других факторов.
Машинное обучение
Совокупность методик анализа данных, осуществляемого искусственным интеллектом (II). Они позволяют аналитической системе в ходе решения множества похожих задач обучаться на базе выявленных закономерностей. В дальнейшем после завершения ML система может самостоятельно выполнять прогнозы на будущее, используя для этого приобретенный опыт.
Менеджер по кадрам (персоналу)
Сотрудник компании, обязанностью которого является кадровое делопроизводство. Он несет полную ответственность за формирование кадровой политики компании на базе ее потребностей, с учетом требований действующего законодательства и ряда внутренних документов (устав предприятия, распорядок, инструкции, распоряжения руководства и так далее).
Менеджерская сетка
Система подхода к управленческой деятельности, построенная на обозначенных ключевых принципах. Она базируется на двух фундаментальных основах работы менеджера – отношению к персоналу и отношению к производственному процессу.
Менеджмент
Управленческая деятельность в компании, спланированная и реализованная особым образом. Кроме того, под этим термином нередко понимается высшее руководство компании (дирекция).
Мера труда
Оценка степени участия каждого сотрудника в достигнутом общем результате. Она производится в количественном и качественном выражении по отношению к итоговому производству товара или услуг, оплачиваемых сотрудникам.
Метод «outplacement»
Комплекс мер, предпринимаемых для смягчения возможных негативных последствий увольнения персонала компании. В него входит консультативные услуги и психологическая поддержка, помощь специалистов по дальнейшему трудоустройству бывших сотрудников. Причем все эти мероприятия финансируются руководством компании, из которой были уволены трудоустраиваемые сотрудники.
Метод групповой работы
Мероприятия, направленные на формирование управленческих команд из отдельных сотрудников компании, что способны к генерации идей, разработке инновационных решений и эффективному решению производственных вопросов организации. Внедрение метода групповой работы обеспечивает рост продуктивности группы (т.н. эффект синергии).
Метод свободного руководства
Вариант управления, построенный на принципе делегирования большего объема полномочий и снижения уровня контроля со стороны дирекции компании. В его основе лежит предположение, что снижение уровня контроля дает больше свобод для сотрудников и приводит к большей отдаче с их стороны. Что, собственно, и проявляется в улучшении результата их труда.
Методы мотивации персонала
Совокупность способов, которые в случае своей реализации способны повлиять на мотивацию персонала к достижению лучших результатов своей работы. Применяя тот или иной метод, можно заставить сотрудников задействовать внутренние скрытые резервы или проявить инициативу. Все методы мотивации персонала подразделяются на материальные и нематериальные.
Методы обучения персонала
Способы, при которых группы сотрудников приобретают необходимые для выполнения ими работы знания, опыт и тем самым повышают свою квалификацию. Методы обучения персонала подразделяются на активные и пассивные, с отрывом от прямой профессиональной деятельности и без отрыва от нее, а также группового и индивидуального характера.
Методы управления персоналом
Способы воздействия на группы сотрудников или отдельный персонал для координации их профессиональной деятельности, что приводит к росту эффективности деятельности компании в целом. Методы управления персоналом подразделяются на административные, экономические и социально-психологические.
Механизм управления карьерой сотрудника
Соответствующее управленческому стилю и условиям сочетание средств и методик воздействия, призванных обеспечить качественные изменения профессионализма персонала и соответствующие способы их воплощения. В большинстве организаций совокупность кадровых действий по развитию карьеры персонала является неотъемлемым атрибутом и залогом ее эффективного развития.
Миграция рабочей силы
Процесс перемещения персонала из одной структуры в другую для улучшения своих условий труда, размера заработной платы, роста карьеры и так далее. Под структурами в данном случае могут пониматься как отдельные фирмы, так и целые государства.
Минимальная заработная плата
Наименьший размер величины оплаты труда наемного сотрудника, обуславливаемый законодательством государства. Часовая ставка ниже этой величины не может выплачиваться даже неквалифицированному работнику – это является нарушением трудовых прав сотрудника.
Многосторонний договор
Тип коллективного договора, в котором изложена согласованная воля трех и более сторон. При этом каждая из сторон, подписавшая документ, несет одинаковые обязательства перед всеми остальными его участниками, если иное не прописано в договоре.
Модернизация персонала
Мероприятия, направленные на переобучение и повышение квалификации отдельных сотрудников либо их групп. Модернизация персонала является вынужденной мерой, предпринимаемой руководством в условиях высокой конкуренции либо желания получить какие-либо преимущества перед ними.
Мозговой штурм
Общепринятое название метода генерации интересных идей, осуществляемых в групповом варианте. Одним из ключевых моментов, обеспечивающих высокую эффективность метода, является запрет критики со стороны участников на любые высказанные в ходе «мозгового штурма» предложения персонала.
Мониторинг рынка труда
Процесс системного исследования, целью которого является ситуация по балансу спроса и предложения трудовых кадров по различным направлениям и должностям, информация о размере оплаты труда, системах стимулирования персонала и так далее. Мониторинг рынка труда может носить локальный, общегосударственный или даже трансгосударственный характер.
Мотиваторы
Побуждающие факторы, задействование или обращение к которым в отношении сотрудников направляют их вести себя определенным образом.

Мотивация трудовой деятельности
Процесс удовлетворения работниками в ходе выполнения своих трудовых обязанностей имеющихся потребностей и ожиданий. Мотивация трудовой деятельности, осуществляемая руководством организации, должна совпадать с целями и задами компании.
Letter M
Machine Learning
(ML или машинное обучение)
Совокупность методик анализа данных, осуществляемого искусственным интеллектом (II). Они позволяют аналитической системе в ходе решения множества похожих задач обучаться на базе выявленных закономерностей. В дальнейшем после завершения ML система может самостоятельно выполнять прогнозы на будущее, используя для этого приобретенный опыт.
Mainframe Modernization (модернизация мэйнфреймов)
Услуга по переносу локальных рабочих нагрузок мэйнфреймов в управляемую среду выполнения. В нее входят две составляющие – перенос устаревших приложений на новую платформу и автоматический рефакторинг. Результатом подобных мероприятий является многократное ускорение приложений, возможность их автоматизации и снижение административной нагрузки даже при внушительном числе одновременных пользователей ПО.
Marketing Analytics
(маркетинговая аналитика)
Процесс и результат цифрового отслеживания и анализа поведения клиентов и воздействия на него маркетинговых усилий. Специалисты в этой сфере путем применения соответствующих цифровых инструментов оценивают эффективность рекламных кампаний, оценивает потребительскую аудиторию, отслеживают и пытаются скорректировать соответствующие показатели бизнеса в аспекте привлечения покупателей.
Marketing Automation
(автоматизация маркетинга)
Процесс автоматизации типовых процессов с использованием специализированного программного обеспечения. Это дает возможность проанализировать действия клиентов и на основе собранных данных предложить оптимизацию процессов. Внедрение автоматизации маркетинга позволяет сократить участием людей в рутинном труде, сэкономить время сотрудников и трудовые ресурсы компании на другие задачи.
Marketing Technology
(технология маркетинга)
Способы и методы продвижения товаров на рынок и увеличения объемов их продаж. Постоянно совершенствующаяся отрасль, чье развитие стимулируют непрерывно меняющиеся потребности покупателей, возникновение цифровых технологий и растущая конкуренция производителей.
MySQL
Свободно распространяемая реляционная (то есть данные хранятся в виде таблиц) система управления базами данных. Права на MySQL принадлежат корпорации Oracle.
MongoDB
Написанная на C++ документоориентированная система управления базами данных. Отличительной чертой MongoDB, которая представляет собой классический пример NoSQL-систем, является отсутствие описания схемы таблиц и использование JSON-подобных документов.
MSSQL
Созданная корпорацией Microsoft реляционная (то есть данные хранятся в виде таблиц) система управления базами данных. Доминирующим языком запросов в MSSQL является Transact-SQL , совместно разработанный специалистами Microsoft и Sybase.