Актуальные вакансии
Мы используем файлы cookie с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie на условиях Пользовательского соглашения и Политики обработки персональных данных. Вы можете отказаться от использования файлов cookie, для этого измените настройки своего интернет-браузера.

/ Словарь HR-терминов от специалистов Selecty

A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V/W
X
Y
Z

Буква Д

Даунсайзинг (оптимизация численности персонала)
Уменьшение численности сотрудников компании с целью оптимизации их количества, которое действительно необходимо для эффективного функционирования бизнеса. Даунсайзинг сопровождается перераспределением обязанностей и позволяет снизить затраты за счет сокращения кадровой численности в компании, по сути, частично перестраивая ее архитектуру.
Декретный отпуск
Это общение понятие, объединяющее два периода, когда сотрудник временно не работает в связи с беременностью, рождением и уходом за ребенком. Первый вариант отпуска - по беременности и родам (БиР) полагается исключительно женщинам. В декретный отпуск по уходу за ребенком (УзР) может уйти как женщина, так и мужчина.
Делегирование полномочий
Передача руководителем компании оговоренных полномочий, обязанностей и ответственности за них конкретным сотрудникам. В рамках своих полномочий персонал участвует в постановке целей, принимает соответствующие решения и отвечает за их результаты. Мерилом, позволяющим оценить степень соответствия сотрудников занимаемой должности, при этом является полнота и оперативность достижения установленных руководством компании целей.
Деловая оценка персонала
Комплекс мероприятий, направленный на то, чтобы установить степень соответствия профессиональных качеств персонала с требованиями, предъявляемыми к занимаемым им должностям. На основе деловой оценки персонала впоследствии могут быть произведены кадровые перестановки в компании, перераспределение полномочий, зон ответственности каждого работника, сформированы программы личностного и профессионального развития персонала.
Деловая этика
Совокупность нормативов, правил и принципов поведения, на которых основывается система управления предприятия и взаимоотношения руководства с персоналом в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Деловая этика включает оценку этической направленности, моральные принципы каждого сотрудника, психологический климат в компании, нормативные аспекты делового этикета и другие составляющие.
Денежные пособия
Помощь малообеспеченным людям в денежной форме. Тем самым, денежные пособия противопоставляются иной форме помощи: например, бесплатному медицинскому обслуживанию и другим. Денежные пособия входят в систему социальной защиты населения и включают в себе выплаты социального страхования, социальную помощь и иные виды выплат.
Деструктивная критика
Форма обратной связи с негативным знаком. Вместо того, чтобы помочь получателю с решением его задачи, деструктивная критика вызывает обратную реакцию – раздражение, падение мотивации ее выполнять и так далее.
Деформация личности профессиональная
Процесс и результат изменения свойств и качеств сотрудника, что происходит под влиянием выполнения им непосредственных рабочих задач. Как правило, профессиональная деформация личности проявляется в изменении ценностей, характера, манеры поведения и специфики общения. В отдельных случаях в зависимости от специфики профессиональной деятельности она имеет и физические проявления у человека.
Децентрализация управления
Модель построения компании, в которой право принятия различных решений находится на различных уровнях организации, а не сосредоточено исключительно в руках топ-менеджеров. В ряде случаев децентрализация управления является более прогрессивным вариантом построения организации.
Дивизиональная структура управления
Форма организации предприятия (как правило, весьма значительного), при которой в рамках функциональных подразделений компании создаются автономные ячейки на базе какого-либо фактора (продукт или линия продуктов, география поставки, тип клиентов). При этом, на высшее руководство возлагаются только общие задачи (управленческие, юридические, финансовые), применимые ко всей организации. Такой способ устройства управления значительно разгружает руководство компании, позволяя сконцентрироваться на наиболее значимых и стратегических вопросах развития.
Дизайн пользовательского интерфейса (UX)
Использование всевозможных графических и дизайнерских элементов для эффективного взаимодействия пользователя с цифровыми продуктами или сайтами. Работа специалиста в этой сфере позволяет оптимизировать увиденное пользователем, в результате чего со стороны последнего возникает некая прогнозируемая реакция, либо устанавливается эмоциональная связь с продуктом.
Дискуссионное интервью
Формат собеседования, при которой с одним кандидатов в форме интервью беседуют несколько специалистов HR или иных представителей работодателя.
Дисциплинарные меры воздействия на персонал
Методика корректировки поведения сотрудников со стороны руководства, включающая довольно широкий арсенал неприятного воздействия. Сюда входит простая критика, предупреждения, выговоры, штрафы, лишение различных привилегий и бонусов либо же радикальные меры вплоть до увольнения. Но, как правило, дисциплинарные меры воздействия не всегда решают возникшую проблему с отношением персонала к работе. Чаще всего наказанный сотрудник стремится впоследствии не работать лучше, а искать способы избежать наказаний за ошибки или сознательные вредительские действия.
Договор
Основополагающий документ между двумя и более сторонами, в котором зафиксированы какие-либо отношения между ними, обязательства и ответственность за их невыполнение.
Документы по результатам оценки персонала
Деловые бумаги довольно широкого профиля, содержание которых зависит от методики и целей тестирования сотрудников. Они могут содержать оценку профессиональных навыков персонала, уровень их квалификации и соответствия занимаемым должностям, медицинские заключения о состоянии здоровья тестируемых, моральные и деловые качества людей и другие показатели.
Должностная инструкция
Нормативный документ, который определяет положение сотрудника в организации и регламентирует его профессиональную деятельность в ней. В ней также прописаны требования и условия, которые обеспечивают персоналу эффективную работу. Документ состоит из ряда разделов. В их числе - общие положения, функции, права и обязанности, должностные взаимоотношения, ответственность персонала.
Должностное лицо
Человек, находящийся на государственной, общественной или иной службе, осуществляющий функции представителя власти либо наделенный некими полномочиями в частных компаниях.
Должностной оклад
Размер зарплаты за некий установленный период времени, выраженный в денежном эквиваленте для кандидата, занимающего определенный пост в организации. Должностной оклад не зависит от пола, возраста и иных личных характеристик сотрудника. Размер должностного оклада устанавливается руководством компании.
Дополнительная занятость
Наличие у сотрудника других мест осуществления трудовой деятельности с различными режимами работы (неполный рабочий день, сдельная оплата и так далее).
Досрочный выход на пенсию
Явление перехода сотрудников предпенсионного возраста на государственное пенсионное обеспечение. Он возможен только с согласия самих сотрудников.
Доход
Финансовые средства либо материальные ценности, получаемые в результате какой-либо деятельности за некий период времени неким лицом, организацией или государством. Доход складывается из прибыли от основной деятельности (та, ради которой создавался бизнес) и внереализационной прибыли.
Дресс-код
(dress code)
Форма одежды для сотрудников компании, установленная требованиями руководства и являющаяся обязательной к ношению. Дресс-код может носить как ежедневный характер, так и устанавливаться для каких-либо отдельных мероприятий с участием сотрудников компании.

Letter D

Data Migration (перемещенные данных)
Процесс миграции данных между различными компьютерами и другими гаджетами различных сотрудников компании и представителей заказчика. Это является важным фактором успешной разработки любых программных продуктов. Перемещение данных может носить локальный (внутри корпоративной сети) либо глобальный характер (с использованием облака для удаленного доступа участников из различных уголков мира). Такой подход к доступу данных требует продуманной стратегии управлениями ими и не менее продуманной безопасности информации.
Data Platform
(платформа данных)
Интегрированное программное решение, которое объединяет консолидированную из различных источников информацию в облачном центре. В результате значительное количество пользователей и приложений получает возможность доступа, использования и при необходимости управления этой информацией. Таким образом, применение подобных платформ данных дает возможность руководству компании на основе более полных данных для анализа принимать более обоснованные, продуманные и взвешенные решения.
Data Privacy (конфиденциальность данных или конфиденциальность информации)
Требование владельца некоторых коммерческих и иных данных к третьему лицу о запрете передачи полученной информации кому бы то ни было без согласия правообладателя. Это обязательное требование относится также к запрету на нецелевое использование полученной информации и предусматривает соответствующую ответственность за нарушение этого права.
DevOps
Это набор практик и мероприятий, предназначенных для автоматизации процессов между разработкой программного обеспечения (Dev) и операциями с информационными технологиями (Ops). Команды DevOps используют микросервисы — наборы модульных однофункциональных компонентов — для разбиения большого проекта на независимые друг от друга составляющие блоки. В итоге применение DevOps дает возможность уменьшить риск затягивания проекта и повысить его надежность.
Deadline
Предельный установленный заказчиком срок, в который должна быть выполнена поставленная им задача или выполнена определенная работа.
Digital Business (цифровой бизнес)
Это процесс применения цифровых технологий для переосмысления бизнес-моделей и преобразования продуктов компании и взаимодействия с клиентами. Таким образом, цифровой бизнес дает возможность создавать наиболее конкурентные инновационные продукты и схемы продаж, которые высоко ценятся конечным покупателем.
Важными (но не обязательными) элементами цифрового бизнеса являются искусственный интеллект (ИИ), цифровая инженерия, интерактивность взаимодействия и другие составляющие.
Digital Engineering (цифровая инженерия)
Технологическая концепция и практика, в основе которой лежит взаимосвязь физической, цифровой и виртуальной сфер. Специалисты в этой сфере способны эффективно оперировать техническими устройствами и их цифровыми аналогами – объектами виртуальной реальности, цифровыми данными, видеоизображениями и цифровыми моделями объектов. Соответственно, конечными продуктами цифровой инженерии являются не только программные продукты и нечто виртуальное, но и перспективные технологии и инновационные устройства.
Digital Platform (цифровая платформа)
Это совокупность технологий и программного обеспечения, которая используется для унификации и оптимизации бизнес-процессов. Она позволяет стандартизировать процессы, повысить их эффективность и прозрачность. В современных реалиях цифровая платформа – важный компонент деятельности компаний в самых различных отраслях бизнеса и производства.
Digital Transformation (цифровая трансформация)
Процесс интеграции цифровых технологий в различные аспекты бизнеса. В итоге цифровой трансформации происходит эволюционный рост компании и обеспечиваются устойчивые инновации в ее деятельности. Как правило, цифровая трансформация является одной из причин и важных шагов по расширению бизнеса и его прогрессивному росту.